ComNews Review: Оценка развития услуг международного роуминга в условиях девальвации рубля

Предлагаем вашему вниманию очередной выпуск ComNews Review, в котором подан развернутый комментарий ComNews Research по поводу повышения цен на услуги международного роуминга компанией «МегаФон», а также оценки развития данного сегмента услуг сотовой связи в условиях девальвации рубля.

В условиях ухудшающегося экономического положения все чаще возникают дискуссии о том, как операторы сотовой связи будут реагировать на девальвацию рубля. Будут ли они поднимать тарифы? Будут ли, как и до 2006 года, привязываться к «условным единицам»? У кого первого «сдадут нервы»? Несмотря на обостренный интерес к данной тематике, тот факт, что процесс повышения тарифов уже начался, остался практически незамеченным. С 10 февраля начинают действовать новые тарифы на услуги международного роуминга от компании «МегаФон», которые в среднем на четверть выше ныне действующих.

О повышении тарифов на услуги международного роуминга компания «МегаФон», как и положено по законодательству, официально уведомила за 10 дней до нововведений, опубликовав соответствующее сообщение в издании «Российская газета. Неделя» (№14 от 29.01.2009). Кроме того, информация о новых тарифах была размещена на сайтах всех региональных подразделений компании. Сопоставление старых и новых расценок показывает, что с 10 февраля тарифы по всем направлениям вырастут в среднем на 25%.

Тарифы на услуги международного роуминга компании «МегаФон», руб. за мин.
(цена до 10.02.09/цена после 10.02.09)

Тот факт, что корректировка тарифов начинается с международного роуминга, не случаен – вследствие господства валютных взаимозачетов и высокой зависимости от условий внешних партнеров, в этом сегменте последствия девальвации наиболее болезненны. Символично, что первым на ослабление рубля реагирует «МегаФон» - три года назад именно этот оператор первым в России начал тарифицировать услуги международного роуминга в рублях. Справедливости ради следует отметить, что данное повышение не отражает всей глубины девальвации – по сравнению с серединой июля 2008 года (период максимально высокого курса рубля) стоимость бивалютной корзины выросла на 37%.

Остальные участники рынка сотовой связи пока что открыто не озвучивают намерений в ближайшей перспективе повторить шаги компании «МегаФон». Тем не менее, в официальных комментариях представители операторов, традиционно поминая «неопределенность в условиях кризиса», высказывают «готовность к оперативному реагированию на возможные изменения», что оставляет достаточно места для действий.

Согласно предварительным оценкам ComNews Research, в 2008 году доходы от услуг международного роуминга российских операторов сотовой связи составили 1,6 млрд. долл., что на 24% больше по сравнению с предыдущим годом.1 Таким образом, доходы от данного типа услуг составили около 7% от общих доходов, приносимых услугами сотовой связи в целом.

Главным драйвером роста доходов от услуг международного роуминга в последние годы оставались собственные абоненты российских операторов - в 2005-2008 годах доходы от услуг, предоставляемых собственным абонентам за границей, росли в среднем на 31% ежегодно, в то время как доходы от услуг гостевого роуминга – всего на 7% ежегодно. Эту тенденцию определяли участившиеся поездки российских граждан за рубеж, а также докризисное укрепление рубля по отношению ко всем основным мировым валютам. В результате, если в 2005 году собственные абоненты генерировали около 68%, то в 2008 году - уже 79% доходов от международного роуминга.

Девальвация рубля, рост тарифов, а также ожидаемое сокращение поездок россиян за рубеж уже в текущем году приведут к значительному замедлению динамики доходов от услуг, предоставляемых российским абонентам за рубежом. Это неизбежно отразится на общей динамике доходов от услуг международного роуминга, поскольку гостевой роуминг этот ущерб компенсировать не сможет. Рост тарифов будет стимулировать россиян, находящихся за границей, экономить на связи или же чаще прибегать к альтернативным решениям, таким как «туристические» SIM-карты.

Источник: здесь

Оставьте комментарий

Вы должны войти, чтобы отсавить свой комментарий.